Галина Уланова. Краткая биография обыкновенной богини

Галина Уланова Звёзды

Её именем названы звёзды, цветы, улицы. Её профиль изображён на монетах. Она — единственная советская балерина, которой при жизни поставлены монументы в Санкт-Петербурге, Стокгольме.
Её жизнь – ретроспектива истории страны. Родилась при Николае II, жила в период смены эпох, умерла при Б.Ельцине. Любая власть принимала, ценила её неповторимый талант.
В СССР только два человека признаны мировым сообществом, обожаемы публикой – это балерина Галина Уланова, космонавт Юрий Гагарин.
Несмотря на то, что жизнь Г.С. Улановой была на виду, сведений сохранилось немного. Свой архив великая балерина уничтожила незадолго до смерти. Никто никогда не узнает о чём, о ком думала, переживала, мечтала Галина Сергеевна. Её воля – унести с собой сокровенное, личное.

Детство и юность

Родилась Г.С.Уланова в творческой семье, режиссёра и классической танцовщицы.
В тяжёлые, голодные послереволюционный годы родители подрабатывали, танцуя перед киносеансом за пайку хлеба. Маленькая девочка видела все трудности непростой работы, когда в мороз приходилось выступать в лёгких, струящихся одеждах, замёрзшими, неподвижными ногами выполнять воздушные па.
Первые занятия в балетном классе тоже связаны с холодным залом, голодом, обмороками. С раннего детства девочка уяснила, что сложно полюбить то, что даётся непросто. Балетную муштру, изнурительный труд Галина ненавидела, не думала, что в будущем, до последних дней жизни не сможет прожить без каждодневной гимнастики, балетных движений, работы над собой. В качестве профессии дочери в семье рассматривался только балет.

Будучи от рождения робкой, скромной, девочка стеснялась на занятиях, замыкалась, от волнения начинала плакать, когда вызывали к доске. Зажим остался и в зрелости. Застенчивость не давала Улановой смотреть на партнёра, не говоря о публике в зале. Она научилась танцевать, не замечая никого, для себя, погрузившись в мир танца, свой духовный мир.
В семье не признавались наигранность, помпезность, в будущем это помогло девочке сохранить естественность на сцене. Её называли неулыбчивой, малообщительной, лишённой желания нравиться, красоваться. Галя никогда не улыбалась заученной, притворной улыбкой. Только сердце могло подсказать эмоцию, рассказать о чувствах.
Несколько лет Уланова занималась у А.Вагановой. Выдающийся балетный педагог увидела в хрупкой девочке уникальную органику, тонкую натуру, невероятное трудолюбие, стремление постичь суть танца, умение движением тела выражать чувства, разговаривать.

Первые шаги в профессии

Дебют на профессиональной сцене состоялся в октябре 1928 года. Партия Флорины в «Спящей красавице» принесла одобрение критиков и успех. Её сравнили с великой М.Семёновой, отметив чистоту, высокое мастерство. Однако Уланова критически отнеслась к выступлению, продолжив усердно работать над собой.
После яркого выступления поступило приглашение стать солисткой в труппе Ленинградского театра оперы и балета.
Неустанный труд, стремление максимально развить свои возможности, вложить в танец не только изящные движения, но и смысл, к этому стремилась юная балерина.
А.Ахматова сравнила Г.Уланову с Золушкой, которая не имея красоты, царственной осанки, изумительных ног, победила сестёр, достигла особой, недоступной другим красоты, изящества.
В советские времена культурная жизнь сосредотачивалась в столице, по требованию правительства Галину Сергеевну перевели в Большой театр. Пришлось подстраиваться под новый город, новую танцевальную школу, новую сцену, требующую размаха.

Танец Улановой в истории балета назван эталонным. Любая роль балерины сочетала очарование и застенчивость, духовную силу и национальную гордость. Она переносила зрителя в волшебный мир вымысла, заставляла прочувствовать, поверить в его существование. Как никто другой языком жестов разговаривала с публикой, которая понимала её, сопереживала, теряя грань между искусством и жизнью.
В 1956 г. впервые в истории Большой театр гастролировал в Лондоне. Зал Ковент-Гарден был переполнен. Среди зрителей члены королевской семьи, великие режиссёры, актёры. Уланова танцевала Джульетту, достигнув возраста сорока шести лет. Гробовое молчание царило во время первого акта даже в момент закрытия занавеса. Спустя пару минут шквал аплодисментов взорвал тишину. Лондонская пуританская публика кричала, неистовствовала, не отпускала артистов. После спектакля автомобиль советской балерины толпа на руках донесла до отеля.
Триумфальное выступление сделало Галину Сергеевну национальным достоянием. Ей позволяли часто выезжать за границу, хотя не переставали контролировать. Талант, достижения балерины оценены при жизни. Никто из представителей советского балета не имел столько титулов, регалий. Став кумиром поколения, прославив советский балет далеко за пределами страны, она никогда не придавала значение материальным ценностям, статусу. Была скромна в быту, не требовала к себе особого внимания, избегала хвалебных речей в свой адрес. Жила искусством, любимыми книгами, безмерной любовью к природе.
Закончив карьеру в пятьдесят лет, преподавала в Большом театре вплоть до ухода из жизни в 1988 году.

Личная жизнь

Сердечными тайнами Уланова ни с кем не делилась. Не рассказывала о переживаниях, причинах расставаний. Её частная жизнь закрыта.
В семнадцать лет она впервые вышла замуж за преподавателя музыки Иссака Меликовского. Прожив в браке всего год молодые люди расстались.
Затем было увлечение дирижёром Кировского театра Евгением Дубовским, которое тоже оказалось недолгим.
В санатории Барвиха, где отдыхала элита страны познакомилась с режиссёром Юрием Завадским – человеком увлекающимся, избалованным женским вниманием. Несмотря на разницу в возрасте мужчина был покорён балериной, приехал в Ленинград просить её руки. Прожив десять непростых лет, пара рассталась, но сохранились тёплые, дружеские отношения. Завадский приходил на все премьеры Улановой, боготворил её до конца жизни.

Встреча с Иваном Берсеневым – актёром, режиссёром Ленкома – особый период жизни балерины. Роман невиданной красоты был скоротечным, молниеносным. Иван скоропостижно скончался. Уланова долго не могла пережить потерю, душевную боль держала в себе, только в танце раскрывала истинное состояние утраты.
Через три года Галина Сергеевна вышла замуж за художника Вадима Рындина. Два совершенно разных человека, дополняли друг друга, но смириться с пристрастием к алкоголю Уланова не могла, супруги расстались.

Выбрав одиночество, долгие годы никого не пускала в своё сердце.
В квартире на Котельнической набережной её встречал любимый пудель Большик, подаренный после гастролей в Лондоне. В уединении, общении с природой, в любимых учениках она находила радость жизни.
Галина Сергеевна не любила излишнего внимания к себе, к заслугам в балете, поэтому избегала публичности, повторяя, что она обыкновенный человек и остаться собой – главное желание.
Так и случилось, оставшись простым человеком с красивой, чистой душой ушла, унеся с собой личные тайны.

Оцените статью
Woman-jour женский журнал
Добавить комментарий